?

Log in

No account? Create an account

Share Next Entry
Православная Церковь и социальные проблемы современного общества: философия процессов
avatar_00
rev_vlad
 

Православие и предназначение человека

Православная Церковь и социальные проблемы современного общества: философия процессов

12 ноября 2008 г.

1.   «Марфо-Мариинские» служения

2.   Западный образ социального служения («служение Марфы»)

3.   Восточный образ социального служения («Мариинский» подход к решению социальных проблем)

4.   Втягивание нашего общества в «Марфинское» служение

a.   Перспектива (модель) развития общественной жизни;

b.   Чем это грозит?!

c.   Влияние на политическую стабильность в государстве.

5.   Выводы.

 

 

1.   «Марфо-Мариинские» служения

 

         Результатом жизнедеятельности человека являются создаваемые им ценности, как результат частных и общих побед, а также, связанные с этим ошибки, неудачи и поражения. Это имеет отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека – и к материальной и к духовной. Чаще всего, несовершенство этих побед, достижений, и, - более сего, – поражений, берет свое начало в несовершенстве человеческой природы, или, правильнее сказать, в её испорченности. Несовершенство одного порождает несовершенство другого. Испорченность же природы человека влияет на весь продукт его жизнедеятельности.

         Не обошло это стороной и социальную сферу. Более того, именно нравственное несовершенство, нравственная испорченность, явилось причиной всех социальных катаклизмов современности.

         Православная Церковь, как и её Основатель, несет на себе печать богочеловеческой природы, в котором соединилось земное и Небесное, человеческое и Божественное, для того, чтобы низшее, по закону природы, подчинилось высшему, и, как итог, приобрело его свойства, т.е. усвоило их себе. А так как земное начало Церкви не чуждо земному устройству бытия человека, соответственно, оно имеет возможность на него влиять, приводя то, что является испорченным в состояние исправления. Это обуславливает и цели влияния Церкви на решение социального аспекта проблем современности.

          Следуя евангельскому пониманию социального служения человечеству, где в событиях в доме двух сестер – Марии и Марфы, показана сущность и разность внутреннего и внешнего подхода, Православная Церковь избирает свои приоритеты этого служения.

         Сам же Господь Иисус Христос явственно указует на преимущество внутреннего перед внешним, говоря одной из сестер: «Марфа, Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». (Лк. 10:41-42)

         Вот почему осмыслению и исправлению внутреннего несовершенства человека Православная Церковь отдает предпочтение в своем социальном служении, понимая, что решить проблемы без осмысления истинных, духовных причин их побудивших просто несостоятельно и недостаточно, а порой – и просто невозможно.

 

2.   Западный образ социального служения

 

         Исторически так сложилось, что Западный мир, вдохновителем которого был римский католицизм, избрал своим приоритетом «Марфинское» служение, как принцип системного подхода к решению социальных задач. В этом, конечно, есть свои положительные стороны: относительно быстрый результат, видимое благополучие, и вообще, главный признак такого подхода – это, то, что эти результаты можно «пощупать». Для решения социальных вопросов применялись и применяются вполне материальные способы их решения. В данном случае, как бы опускается божественное видение  сущности проблем, во внимание берется только человеческая сторона. Отсюда недолговечность и несовершенство таких программ, постоянное их решение, а главное – непременное порождение новых проблем. Модель управления такими программами представляет собой постоянно движущуюся неустойчивую и нестабильную систему, где ключевым фактором её нестабильности является всё та же испорченность человеческой природы, её несовершенство и непостоянство.

         Так как видимость быстрых результатов является определяющей характеристикой западного образа социального служения, то это, в свою очередь, делает его приоритетом в построении моделей социально-политическо-экономического управления западных государств. И так как божественное видение сущности проблем зачастую вовсе отсутствует, нравственный аспект также часто теряет свою ценность. Следуя логике, если в социальном служении человека человеку теряется или отсутствует нравственная основа, это неизбежно приводит к злоупотреблениям в организации решения социальных проблем, а также видоизменяет его мотивационное поле.

         Например. Можно оказать помощь нуждающемуся человеку от испытываемого чувства сострадания к нему, это если нравственная составляющая не утеряна, в противном же случае – может быть оказана социальная помощь нуждающемуся по причине влияния нужды такого человека на комфорт и привычные устои жизни того, кем будет оказана такая помощь. И так как нравственная составляющая не является приоритетом в выборе средств решения социальных вопросов, то могут применяться и такие средства, которые повлекут за собой локальный нравственный кризис, что в свою очередь, неизбежно приводит к появлению новых проблем социального характера.

         Таким образом, формируется т.н. «замкнутый круг», где «марфинские» способы решения одних социальных вопросов, порождают образование других, порой более сложных, чем те которыми они были рождены…

 

3.   Восточный образ социального служения

 

         Основой этого подхода к решению социальных вопросов является восприятие и применение божественного видения сущности проблемы, как истинного источника выяснения её первопричины. Далее определяются и средства, которыми возникшая проблема может быть решена. И, так как нравственная составляющая в данном случае приоритетна и неотъемлема, то она образует элемент самоконтроля, который, в свою очередь, выступает гарантом определенной стабильности такой системы, где земное приходит в соподчинение божественному. Соответственно, то, на чем лежит печать несовершенства, начинает стремится к тому, что уже совершенно и идеально, и освящаясь от него, воспринимает поэтапно его качества и свойства.

         Такой вкратце подход в социальном служении присущ славяно-православному миру, с его восточно-православными традициями, где преимущество перед комфортом телесным всегда имеет комфорт духовный.

 

4.   Втягивание нашего общества в «Марфинское» служение.

 

a.   Перспектива (модель) развития общественной жизни

Наложение одной модели социального служения на другой, в отличие от их органичного соединения, при построении правильной соподчиненности, приводит к образованию напряженности и созданию постоянно действующего конфликтного поля. Разберем почему.

Идеалы подчинения материального, вещественного мира, нематериальному, духовному и невещественному миру, которые исповедует Православная Церковь своим учением, для постоянного освящения и усовершения плодов жизнедеятельности человечества, сообщаются и обществу, в котором Церковь выполняет свою миссию, свое предназначение. Осмысление бытия человека, начиная его рождением и не заканчивая его смертью, осуществляется Церковью в контексте вечности. Отсюда происходит преимущество глобальных планов социального развития, объемлющих и земное и небесное, уводящих нас в вечность, над временными, выразителями которых, в свою очередь, являются только земные устремления человека.

То, что временное, то всегда несет на себе печать несовершенства, печать недостаточности и неполноты. Сущность человека, его богозданная природа требует в себе как раз обратного – пребывание в стабильности, поиском и обретением которой, она увлечена всей своей земной жизнью. Небесная же жизнь явится стабильным результатом сих земных поисков и устремлений. Вот почему происходит образование напряженности, если приоритетом жизнедеятельности человека являются средства для достижения результата, а не сам результат. Ибо все земное – временное, подлежит разрушению и тлению, а значит и не может выступать гарантом стабильности, и  быть конечным результатом человеческих устремлений. Небесное же, по причине своей неизменности, пребывает вечно, а потому само в себе имеет свидетельство стабильности и устойчивости.


b.  
Чем это грозит?!

Решение социальных проблем проводится Православной Церковью именно с устремлением в вечность. И если западный мир глобализируясь, втягивает в эти процессы всю вселенную, навязывая свои ценности и не оставляя выбора на национальную и духовную идентичность, то, соответственно происходит попытка искусственной подмены приоритетов, что не может не заложить основы для будущих конфликтов.


c.  
Влияние на политическую стабильность в государстве.

Для крайне нестабильного государства, коим является Украина, применение описанных выше «марфинских» принципов социального развития, в которых решение одних социальных проблем порождает существования других, без их должного евангельского подчинения «мариинским» принципам, закладывает под перспективу государственного развития мину замедленного действия.

На сегодняшний день, наше государство не имеет ни морально-этической, ни законодательной, ни политической, ни, тем более, экономической базы для относительно безболезненного внедрения принципов «марфинского» социального служения как приоритетных.

Для Украины, не имея на данном историческом этапе возможности, используя собственный ущербный потенциал, решить огромное количество накопившихся социальных проблем посредством заимствованного приоритетного применения западного образа социального служения и под давлением стремительно наступающих глобализационных процессов, является недопустимым и губительным их применение как для человека (отдельно взятой личности, гражданина), так и для государства, как системы обеспечения жизнедеятельности нашего социума в целом!..

 

5. Выводы

        

         Православная Церковь, осуществляя свое социальное служение, базируется на принципах сохранения и умножения нравственности, имея своей целью и оказание всевозможной помощи, является максимально возможным гарантом стабильности решения социальных вопросов. Надмирность её устремлений, подчинение её земных (тленных) процессов непреложным и вечным, являет её незаменимым партнером в решении социальных проблем современности.

         Принцип подчинения нравственности, несовершенного совершенному, т.е. подчинения земного небесному, который исповедует Православная Церковь, закладывает и теоретический и практический базис, как в решении накопившихся проблем, так и предупреждение развития новых.

 

 

Подготовил: иерей Владислав ДИХАНОВ
Магистр по страноведению,
Руководитель отдела социального служения
и благотворительности Днепропетровской епархии
Украинской Православной Церкви